» » Голенищев-Кутузов, стихотворец и переводчик

Голенищев-Кутузов, стихотворец и переводчик

Ко времени первого кураторства Кутузова относится его печально знаменитый печатный демарш против Карамзина - "Ода в честь моему другу", появившаяся в университетском журнале "Иппокрена" (1799, № 4). В этой оде Кутузов, по формулировке А. Д. Галахова, "выставляет нравственную философию своего друга, противополагая ее другой - безнравственной, извлеченной из сочинений Карамзина"". Строфа, служащая как бы негативным введением в нравственную философию "друга" (и вместе с тем - очерком "безнравственной философии" Карамзина), содержит положения, поразительно близкие тем обвинениям, которые выдвинет против Карамзина Бобров шестью годами позже:

Картин не пишешь сладострастных,

Чтобы читателей привлечь,

Чтоб тем у юношей несчастных

И в самые незрелы годы

Стихотворение Кутузова - последовательное выражение масонской программы в отношении к изменнику Карамзину - попустителю и разжигателю страстей, "слепому вождю слепцов" и проч., и проч. Нравственная программа победы над страстями - программа масонская. Однако примечательно, что нравственность, как и в случае с бобровским памфлетом, оказалась здесь удивительно тесно связана с политикой. С восшествием на престол Павла у масонов появляется надежда непосредственно влиять на политический курс, который мыслится ими как прямое продолжение нравственного (в масонском понимании этого слова) пути. Если у Боброва политический пафос звучал приглушенно, то у Голенищева-Кутузова, теснее связанного с видными масонами,- куда более отчетливо49. Указание на разжигающий характер сочинений Карамзина в эпоху борьбы Павла за укрепление общественной морали (расшатанной, по его убеждению, в екатерининскую эпоху) получало дополнительные - крайне неблагоприятные для Карамзина - смысловые оттенки. В некотором отношении выступление Кутузова подготавливало критику Карамзина в памфлете Боброва: Бобров в своем "Происшествии в царстве теней" развертывал и конкретизировал те обвинения, которые содержались уже в "Оде" Кутузова.

Молодые карамзинисты, давно знавшие оду Кутузова и только что познакомившиеся с памфлетом Боброва, не могли не увидеть отчетливой связи между ними. Становилось ясно, что сочинение Боброва - часть методичной кампании по дискредитации Карамзина, проводившейся масонскими кругами на протяжении многих лет. Ясно было и то, что возвращение Кутузова на командные позиции в московском просвещении чревато новой волной доносов на Карамзина.

Простодушный и добрый Невзоров поучал молодых читателей тому, "что по смерти порицанию подлежат только одни злодеи и вредные, особливо для человеческой нравственности, люди" и что это порицание возможно только "для того, чтоб представлением их пороков других от них отвращать". Он, конечно, не подозревал, что насмешки над "Бибрисом" исходили именно из этих предпосылок и преследовали именно эту превентивную воспитательную цель.

"Порицанию по смерти" Бобров был подвергнут не только как дурной поэт, но и как коварный "злодей": он осмеивался именно потому, что в деятельности его был усмотрен вред "для человеческой нравственности". Весьма показательно, что эпиграммы на Боброва печатаются в "Вестнике Европы" одновременно с некрологом и с письмом, содержащим просьбы о денежном вспомоществовании семейству умершего. Так проводится черта между дурным поэтом и участником антикарам-зинской интриги, с одной стороны, и несчастным человеком, отцом осиротевшего семейства, оставшегося без средств к существованию, - с другой. Первый подлежит посмертному осмеянию, второй оказывается объектом посмертной практической филантропии - урок масонам, объявляющим себя истинными друзьями человечества и в то же время не гнушающимся низкими средствами в борьбе с инакомыслящими!..

Вместе с тем эпиграммы на Боброва должны были - если использовать формулировку Невзорова - "представлением пороков других от них отвратить", то есть упредить новые возможные антикарамзинские инсинуации и показать литераторам-масонам (Голенищеву-Кутузову прежде всего), что их козни не останутся без ответа и не принесут им ничего, кроме всеобщего презрения, которое настигнет и в могиле... Коварный интриган имеет все основания войти в бессмертие с печатью отвержения на челе... Судьба усопшего Боброва должна была послужить уроком для живых.

Лучшие школьные сочинения
Информационный образовательный портал © 2008-2019