» » Самое прославленное стихотворение Пушкина - ода "Вольность"

Самое прославленное стихотворение Пушкина - ода "Вольность"

Первые два года пребывания Пушкина в Петербурге, сравнительно с более поздними годами, не слишком заполнены творчеством. Белинский был отчасти прав, когда говорил о "самобытных мелких стихотворениях" Пушкина, которые "не восходят далее 1819 года". Жажда прямого познания жизни, интерес к самым различным ее проявлениям на время замедлили творческую деятельность Пушкина. Замедлили, по не остановили. Он и теперь создает немало истинно поэтического в лирическом роде.

Самое прославленное и популярное стихотворение Пушкина первых лет петербургской жизни - его ода "Вольность". В ней исповедание политической веры молодого Пушкина. Пушкин был исполнен жаркого свободолюбия и верил в благотворность свободы - и эти чувства окрашивают вето оду, определяют ее пафос. Как ни был Пушкин молод годами в пору, когда он создавал "Вольность", его свободолюбие было не только юношеским порывом, но и глубоким убеждением, глубоко продуманной исторической идеей. У него свободолюбие одновременно и непосредственное, пылкое - и мудрое. Свобода для него и оправданна, и возможна лишь в тесном сочетании с законом, лишь в пределах закона:

Лишь там над царского главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье...

Все это вполне в духе декабристских идей. Декабристы недаром зачитывались одой и воспитывались на ней. Об этом существует немало признаний самих декабристов. Ода близка была им и своей общей политической программой, и не менее того - своим эмоциональным настроем, высоким гражданским пафосом. Пушкин писал "Вольность" в традициях высокой гражданской поэзии - в традициях Радищева и Державина. От Радищева - сама трактовка жанра; свою оду Радищев тоже посвятил теме вольности.

От Державина в пушкинской оде "Вольность" - ее особенный, умеренно-архаический стиль, ее возвышенный, торжественно-высокий язык. Еще совсем недавно Пушкин пародировал Державина. Теперь он обращается к нему, потому что именно в нем, в его стихах видит образец языка гражданской поэзии. Это свидетельствовало не столько о переоценке Державина, сколько об изменении в самом Пушкине, в направлении его поэзии: свидетельствовало о повороте Пушкина к гражданской тематике. Как заметил Б. В. Томашевский, "...в небогатой традиции русской гражданской поэзии Державину отводилось почетное место". И далее: "По-видимому, в дни пересмотра своего поэтического пути Пушкин задумывался над поэзией Державина". Позднее у Пушкина это повторится.

Не случайно именно в это время, в петербургский период, появляется у Пушкина одно из первых его стихотворений на тему поэта - стихотворение, предвещающее его будущие высокие и гордые стихи на эту тему. Написано оно в 1818 г. и называется "К Н. Я. Плюсковой". Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужил призыв к Пушкину написать стихи в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая, кстати, пользовалась популярностью за свою доброту, благотворительность и любовь к литературе даже в некоторых декабристских кругах. Возможно, что призыв этот как раз исходил от Натальи Яковлевны Плюсковой, фрейлины императрицы и адресата пушкинского стихотворения. Как бы то ни было, стихотворение "К П. Л. Плюсковой" живет и воздействует безотносительно к тому реальному поводу, с которым оно исходно было связано. Его звучание и значение выходят за рамки того или иного конкретного и частного случая. Объективно стихотворение оказалось признанием и призывом большого общественного значения:

На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил И силе и гордости свободной Кадилом лести не кадил. Свободу лишь учася славить, Стихами жертвуя лишь ей, Я не рожден царей забавить Стыдливой музою моей. Но, признаюсь, под Геликоном, Где Касталийский ток шумел, Я, вдохновенный Аполлоном, Элисавету втайне пел. Небесного земной свидетель, Воспламененною душой Я пел на троне добродетель С ее приветною красой. Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

Стихотворение написано в том высоком стиле, в каком писалась ода "Вольность" и в каком будут написаны позднее его другие стихи на тему поэта., Несомненно - признаки стилистические являются тому доказательством,- что стихи: гражданские и вольнолюбивые и стихи о поэте ужо в ранний период его творчества осознавались Пушкиным как близкие, едва ли не одного и того же рода. Примечательно, что так же осознавались они и современниками Пушкина: послание "К Н. Я. Плюсковой" помещалось и распространялось в рукописных сборниках рядом с пушкинскими же стихотворениями политического содержания.

Лучшие школьные сочинения
Информационный образовательный портал © 2008-2019