» » "Татьяны милый идеал..." (по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин")

"Татьяны милый идеал..." (по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин")

Две строфы второй главы романа А. С. Пушкина "Евгеций Онегин" посвящены невесте Ленского, Ольге. Портрет ее настолько ясен, что я не буду на нем останавливаться. В этой же главе автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов, посвященных ей, мы чувствуем, что речь пойдет о персонаже замечательном, не менее важном, чем герой, именем которого назван роман:
Ее сестра звалась Татьяна...Впервые именем таким Страницы нежного романа Мы своевольно осветим.
Поэт размышляет о выборе имени героини: имя это звучит простонародно:
... с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей.
Когда Пушкин только говорит о героине, перед читателем возникает поэтический образ провинциальной девушки с весьма разнообразными чертами: "Дика, печальна, молчалива... Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой". Она не играла с подругами сестры, "ей скучен был их звонкий смех И шум их ветреных утех".
Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга. Однако воздействие среды - явление сложное. Мы видим, что Онегин общается с лучшими людьми того времени (дружит с Кавериным, Чаадаевым, Пушкиным), а потом приходит и к отрицанию той "большой" среды, в которой живет. Так и Татьяна воспринимает семейное окружение и общество поместных дворян как нечто чуждое. Вспомним слова из ее письма к Онегину:
Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает...
На формирование ее характера и взглядов большое влияние оказали сказки няни, родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывали в ней мечтательное воображение, чувствительность, но вместе с тем и высокие моральные принципы.
Рисуя образ Татьяны, Пушкин все больше и больше раскрывает национальное народное влияние на ее характер - это влияние природы, деревни (а не только усадьбы), русского фольклора. Онегин умен, интересен, не похож на других знакомых в скучном, бессодержательном кругу соседей. Татьяна наделена "воображением мятежным... И сердцем пламенным и нежным". Мечтательность, стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогли вспыхнуть любви к новому знакомому.
Татьяна вновь обращается к книгам, ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, - и воображение ее создает свой образ Онегина...
За первой встречей следует письмо Татьяны. Этот эпизод принадлежит к самым блестящим страницам романа. Простой и поэтический пейзаж начинает сцену письма:
Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит.
Письмо Татьяны проникнуто сильным и искренним чувством. Письмо просто и поэтично, в нем слышатся едва сдерживаемое волнение, трепет, оно полно веры в благородство Онегина. Герой предстает в ореоле, созданном воображением Татьяны. Сцена письма заканчивается, как и начинается, пейзажем:
Но вот уж лунного лучаСиянье гаснет. Там долина, Сквозь пар яснеет. Там потокЗасеребрился, там рожокПастуший будит селянинаВот утро...
Онегин же не чувствует себя способным ответить на любовь, так доверчиво ему открытую. В речи его есть грусть. Ему жаль Татьяну, но жаль и себя:
Мечтам и годам нет возврата, Не обновлю души моей...
Какая-то "преждевременная старость души" присуща этому еще молодому человеку. А Татьяна?
Что было следствием свиданья? Увы, нетрудно угадать! Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души...
Мне грустно и жаль Татьяну, потому что ее образ очень нравится мне. Татьяна продолжала в одиночестве томиться и тосковать, не переставая любить Онегина и думать о нем. Она отважилась даже на посещение усадьбы Онегина. В его библиотеке перебирает она груду книг, находит на страницах пометки - следы внимательного чтения их Онегиным. Она погружается в чтение книг и задумывается о том, что же собой представляет Евгений. После долгих размышлений она пришла к мысли, что Онегин не тот, какого она создала в своем воображении.
Прошло три года. Татьяна вышла замуж и уехала в Петербург. Татьяна стала княгиней, но есть в ней черты, напоминающие о прежней Татьяне: "Все тихо, просто было в ней..." Да, перед нами прежняя Татьяна, но уже умудренная опытом жизни.
Татьяна на последнем свидании с Онегиным отвергает его не потому, что не любит, а потому, что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам:
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить...
Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был эгоистом, хотя и "страдающим", "печальным чудаком", который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала.
Лучшие школьные сочинения
Информационный образовательный портал © 2008-2019