» » Основные произведения Платонова, как гимн творчеству добра

Основные произведения Платонова, как гимн творчеству добра

Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории литературы. К их числу относится Андрей Платонович Платонов. Он родился в большой многодетной семье. Отец Андрея работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Поэтому после окончания начальной школы мальчику пришлось идти "в люди", работать, чтобы помогать кормить семью. Так с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря - литейщика и помощника машиниста.

После революции Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Для восемнадцатилетнего юноши это был естественный поступок, поскольку в те годы он еще не мог разобраться в том, что происходит вокруг него, и просто подчинялся обстоятельствам.

Там же в армии он впервые и начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных небольших газетах. После демобилизации Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно - журналистских собраниях. В это время в его творчестве преобладают идеальные герои, которых революция побуждает к активной созидательной жизни. Позже эти настроения сохранятся только в виде отдельных воспоминаний, уступив место чувству горького разочарования.

После окончания института Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет Платонов работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в свих рассказах, написанных в то время.

Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Платонов много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста.

В 1926 году Платонов приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов "Епифанские шлюзы", который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М. Горького. Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма.

Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести "Епифанские шлюзы", которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии.

Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в его рассказах конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении - романе - хронике "Впрок", который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков.

Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе - проповеди гуманизма. Поэтому другой роман Платонова "Чевенгур", написанный в 1927-1928 годах, где писатель также критически рассматривал существующую концепцию строительства социализма и ее пагубное воздействие на культуру, вообще запретили публиковать.

Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статья Платонова. В тридцатые годы многие писатели, которые по тем или иным соображениям не могли говорить о том, что их действительно волновало, обращаются к условным формам - сказке, фантастике, драматургии. Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.

В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть "Джан", главный герой которой - идеалист. Он одержим коммунистической идеей переустройства мира и пытается навязать свои идеи окружающим.

Условность ситуации помогла писателю в скрытой форме передать свое отрицательное отношение к этим идеям. К повести "Джан" примыкает и большой роман Платонова "Ювенильное море", в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни.

С начала второй мировой войны Платонов находится на фронте в качестве корреспондента газеты "Красная Звезда". Он печатает рассказы в различных фронтовых газетах, иногда появляются и небольшие сборнички его фронтовых очерков. Но когда в дом Платоновых приходит беда - погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Платонова отражено в его рассказе "Семья Иванова".

После войны писатель снова оказывается вычеркнутым из большой литературы. Ему негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, каким стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца т основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза.

Основные произведения Платонова были опубликованы в России только после 1988 года. С этого времени и начинается подлинной вхождение этого самобытного писателя в русскую литературу.

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель - реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу". "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого себя". Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.


Лучшие школьные сочинения
Информационный образовательный портал © 2008-2019