» » Хлебников В. биография

Хлебников В. биография

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом - новатором. Настоящее имя Хлебникова - Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой "Башне", так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение "Заклятие смехом", которое создано на основе одного слова "смех". В 1912г. Появился новый сборник с программой футуристов "Пощечина общественному вкусу". Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами - "Учитель и ученик". Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах "Медиум и Лейли", "Хаджи-Тархан", прозаической повести "Есир", во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Хлебников Велимир ( 09.11.1885 - 22.06.1922 ), родился в Астраханской губернии в селе Малые Дербеты. Его отец был биологом. Учился Хлебников в Казанской гимназии, окончил ее в 1903 году и поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Однако в Казани Хлебников проучился недолго - за участие в студенческих выступлениях его исключили из университета, непродолжительное время Хлебников даже был под арестом. В 1903 - 1905 годах Велимир побывал в составе научных экспедиций по Дагестану и Уралу, писал статьи по орнитологии. Вскоре Хлебников начал публиковать свои стихи под псевдонимом Будетлянин, постепенно к поэту приходит известность, он вошел в авангардистское сообщество "Гилея", увлекся реформаторством поэтического языка, стремясь создать язык грядущего свободного человечества. В 1916 - 1917 годах Велимир Хлебников был рядовым в запасных полках, писал антивоенные стихи, вошедшие в 1919 году в его поэму "Война в мышеловке". К революции 1917 года Хлебников отнесся положительно, но последовавшую за ней политику "красного террора" принять никак не мог. В 1919 году Велимир Хлебников, находясь в Харькове, который был в то время занят белогвардейскими войсками, лег на обследование в психиатрическую больницу, чтобы избежать призыва в армию. Хлебников два раза переболел тифом, но, несмотря на плохое состояние здоровья и голод, продолжал много писать. В 1920 году им были написаны поэмы "Ладомир", "Царапина по небу", "Ночь в окопе"; в 1921 году Хлебниковым созданы "Ночь перед Советами", "Ночной обыск", "Председатель Чеки"; в качестве корреспондента газеты "Красный Иран" поэт в составе частей Красной армии побывал в Персии. В конце того же 1921 года Хлебников переехал в Москву, в 1922 году вышла его книга "Доски судьбы", в которой поэтом были подведены итоги его творческих поисков. Вскоре Велимир Хлебников заболел малярией, в Новгородской губернии поэт собирался поправить свое здоровье, однако жизнь его оборвалась - 28 июня 1922 года Хлебников скончался в деревне Санталово.

Хлебников, Велимир (1885-1922), наст. имя Виктор Владимирович, русский поэт. Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии - основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой "О чем поешь ты, птичка в клетке?.." Мать Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом. Сам же Хлебников в 1904 писал о себе: "Пусть на могильной плите прочтут: "Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка...".
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет - сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставил учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал "среды" Вяч. Иванова и "Академию стиха" при журнале "Аполлон", где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.
В 1908 в журнале "Весна" было опубликовано первое стихотворение Хлебникова Искушение грешника. Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы "Гилея", к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник Садок судей (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова - Ряв!, Творения 1906-1908 и др. Знаменитый сборник футуристов Пощечина общественному вкусу (1912) наполовину состоял из стихов Хлебникова - Кузнечик, Бобэоби пелись губы... и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы Маркиз Дэзес (1909-1911) и поэмы Журавль (1909) был ориентирован на разговорную речь. В Пощечине общественному вкусу была напечатана составленная Хлебниковым таблица Взор на 1917 год, в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".
В 1912 была издана книга Хлебникова Учитель и ученик, в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу "заумного языка", разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме Игра в аду (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова Слово как таковое (1913) о "зауми" было сказано, что она пользуется "разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями". По определению Хлебникова, в "зауми" происходит "сопряжение корней" слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне (1915) и Время мера мира (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы Война в мышеловке (1915-1922) и других произведений этого периода.
В 1916 Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, "прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное". С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-"творянина". С необходимостью внебытового существования "творянина" связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что "стихи - это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был". Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н. Асеева: "В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу... Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно".
Октябрь 1917 Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме Ночной обыск (1921). В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме Ночь перед Советами (1921). В 1920-1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах Ночь в окопе (1920), Каменная баба (1919), в рассказе Малиновая шашка (1921) и др. произведениях. Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы Тиран без Тэ (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме Ладомир (1920), опубликованной в Харькове. Ее заглавие - неологизм, придуманный Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В Ладомире создан образ неделимого человечества, объединенного с природой.
В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: "Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет". В 1922 написал Зангези, определив жанр этого произведения как "сверхповесть" и объяснив его внутренний строй следующим образом: "Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом... Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества". Имя главного героя - непонятого пророка, "второго я" автора - произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Зангези пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены Доски судьбы - составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями.
Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.
Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922.
Творчество Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. - В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых - ритмических, словотворческих и пророческих - возможностей поэзии.

Хлебников Велимир
Рус. поэт, один из зачинателей футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка. Род. в с. М. Дербеты в Калмыцкой степи, учился на физ. - мат. ф-те Казанского ун-та, перевелся в СПБ ун-т (учился также на славяно-рус. отделении историко-филол. ф-та), но не окончил его, переключившись на лит. деятельность; сблизился сначала с символистами, а потом связал свое тв-во с футуризмом. Окт. революцию воспринял в романтическом ключе, как подступы к осуществлению собственной утопии; во время Гражданской войны исходил и изъездил пол-России, пропагандируя собственное тв-во; дважды болел тифом и умер в результате тяжелой болезни.
Тв-во Х. до сих пор привлекало внимание больше филологов и теоретиков искусства, нежели читателей; между тем его поэзия имеет богатое и сложное духовное наполнение. В мировоззрении Х. перекрещивались оригинальные концепции историч. процесса, природы времени, природы чисел, активное неприятие пошлости окружающего мира (разделенного Х. на "дворян" и "творян", "приобретателей" и "изобретателей"), влияние трудов философа-утописта Н. Федорова, неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского, книги А. Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" и мн. др. Все вместе преломилось в своеобразный утопический мир, отразившийся прежде всего в крупных произв. - поэмах и драмах: "Журавль" (1909), "Гибель Атлантиды" (1910), "Дети Выдры" (1913), "Ладомир" (1920); или в трудно идентифицируемых по жанру "открытых письмах": "Воззвание Председателей земного шара" (1917), "Труба марсиан" (1916), "Лебедия будущего" (1918) и др.; мн. утопические наброски объединены автором в сб. "Кол из будущего" (1921). Гл. признаки этой своеобразной утопии - преодоление разобщенности людей с людьми, людей с природой, сосуществование прошлого, настоящего и будущего. Для Х. Разин и Лобачевский, Ганнибал, Коперник и Ломоносов были современниками, вступающими в непосредственный диалог c поэтом; идея слияния духовного опыта всего человечества, приводящего к возникновению "временного" царства справедливости, близка соответствующим взглядам творцов учения о ноосфере - Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского.

Виктор Владимирович Хлебников, известный под псевдонимом Велимир (то есть повелитель мира) Хлебников родился в селе Малые Дербеты в Калмыцкой степи-в семье естествоиспытателя-орнитолога ("Отец поклонник Дарвина и Толстого. Большой знаток царства птиц, изучивший их целую жизнь",-писал Хлебников позже в автобиографии). Учился сначала в Симбирской, затем в Казанской гимназии, которую окончил в 1903 году. Поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Из Казанского университета перевелся в Петербурский, сначала продолжал учебу на физико-математическом факультете, но потом перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. В общем и в целом, проучившись на трех факультетах двух университетов около восьми лет, Хлебников ни одного из них не окончил и в июне 1911 года был отчислен за невнесение платы.
Сначала Хлебников сближается с поэтами - символистами, группировавшихся вокруг Вячеслава Иванова, а затем примыкает к футуристам.
В годы революции и гражданской войны Хлебников, полуголодный дважды болевшим тифом, исходил и изъездил пол-России:Харьков, Ростов, Баку, Пятигорск, Астрахань, Каспийское море, Персия (вместе с частями Красной Армии),Новгородская губерния... И повсюду Хлебников таскал похожий на наволочку мешок, набитый рукописями своих произведений.
Хлебников умер от тяжелой болезни в селе Санталове Новгородской губернии 28 июля 1922 года в возрасте 36 лет.
В 1960 году прах Хлебникова был перенесен из деревни Ручьи Новгородской области в Москву на Новодевичье кладбище.

Лучшие школьные сочинения
Информационный образовательный портал © 2008-2019